В январе-июне на сети российских железных дорог было перевезено более 2,7 млн контейнеров

03/08/2020
Несмотря на общий спад погрузки, контейнерные перевозки на сети РЖД в январе-июне 2020 года продолжили расти. Как заявили в Минтрансе, в первом полугодии 2020 года из-за пандемии Covid-19 объем погрузки на железных дорогах по сравнению с 2019 годом снизился, а объем контейнерных перевозок вырос более чем на 14%, достигнув 2,7 млн 20-футовых контейнеров.

По данным SeaNews, в I полугодии 2020 года перевозка контейнеров по сети железных дорог России во внутреннем сообщении увеличилась до 1,1 млн TEU (+12,2% г./г.), экспортные перевозки выросли до 720,9 тыс. TEU (+15,5% г./г.), импортные – до 561,3 тыс. TEU (+13,1% г./г.), транзитные – до 331,9 тыс. TEU (+23,7%). Перевозка только груженых контейнеров во всех видах сообщения в январе-июне выросла на 14,8% и достигла порядка 1,8 млн TEU. Отметим, что наибольший рост показали перевозки черных металлов (96,9 тыс. TEU, +46,6% г./г.), цветной руды и серного сырья ( 11,2 тыс. TEU, +31% г./г.), а также овощей и фруктов (4,3 тыс. TEU, +72% г./г.). Снижение произошло в перевозках автомобилей и запчастей – минус 10% до 103,5 тыс. TEU и рыбы – минус 0,2% до 10,4 тыс. TEU.

По словам помощника президента РФ, секретаря Государственного совета Игоря Левитина, железнодорожные контейнерные перевозки на сегодняшний день достигли 5 млн TEU в год, чему способствовали увеличение скорости поездов, обновление инфраструктуры, а также экспортные субсидии. Напомним, в конце июля Минтранс объявил о прибытии первого регулярного контейнерного поезда с оборудованием для предприятий агропромышленного комплекса из китайского Шэньяна в транспортно-логистический центр нового поколения «Белый Раст» в Московской области. Таким образом, была запущена фактическая реализация меморандума о создании совместного российско-китайского логистического центра в Московском регионе, подписанного в рамках встречи руководителей России и КНР еще в 2015 году.

Начальник Северной дороги Валерий Танаев считает, что «контейнеризация – одно из самых прогрессивных направлений совершенствования транспортных процессов. Для грузовладельцев это скорость и сокращение расходов, ведь исключается необходимость сортировки в пути следования, а для ОАО «РЖД» – сокращение себестоимости. Так, Северная дорога за последние четыре года увеличила объём перевозок грузов в контейнерах на 32,5%. В 2020 году отправлено по графику 873 контейнерных поезда, в которых перевезено более 1,79 млн тонн грузов. В 2020 году на СЖД отмечается резкий рост отправки контейнерных грузов в Китай через сухопутные погранпереходы».

Дополнительное преимущество перевозок в контейнерах для отправителей грузов - гарантия доставки оговоренного объема продукции получателю. Например, на Восточном полигоне, как утверждает заместитель директора по логистике компании «Трейд-Сервис» Андрей Томилов, такой метод перевозки позволяет избежать задержек из-за ручного согласования формы ГУ-12. Еще один способ обойти задержки – формировать поезда в складчину, чтобы несколько компаний сразу могли отправить небольшие объемы груза и экономить время обработки заявки.

По словам руководителя проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтины Кирилловой в интервью «РЖД-Партнеру», в течение 2016–2019 гг. наблюдается устойчивая тенденция к контейнеризации грузов: экспортные отгрузки контейнеров в 2018 году составили порядка 900 тыс. TEU, транзитный контейнерный грузопоток - 377 тыс. TEU, в 2019 – более 400 тыс. TEU. Несмотря на очевидный рост грузопопотока, доля России пока составляет менее 0,16% от мирового объема контейнерных перевозок. К 2024 году эксперты отрасли прогнозируют рост данной цифры в 4,4 раза. При этом ожидается, что трансъевразийские коридоры России позволят увеличить объем выручки от транзита до $3,3 млрд. Дальнейшее развитие контейнерных перевозок требует большого объема работы: речь идет о создании скоростных транспортных коридоров с регулярной маршрутной сетью, закупке оборудования, соответствующего современным требованиям производительности, сокращении времени стоянки в ожидании перегрузки, решении проблем стыковки, длины поезда и таможенного законодательства для транзитных перевозок.

Подробнее:
https://seanews.ru/en/2020/07/07/ru-zheleznodorozhnye-kontejnery-1-polugodie-2020-perevozki-lesnyh-gruzov-uvelichilis/,
https://www.rzd-partner.ru/logistics/news//rzhd-partner-podgotovil-spetsproekt-konteynernye-perevozki/,
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/rasshivka-uzkikh-mest-infrastruktury-prioritetnaya-zadacha-razvitiya-konteynernykh-perevozok/

фото: Shutterstock