Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Срединный коридор (Middle Corridor) - международный транспортный коридор, соединяющий Китай и европейские страны через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию.

 О маршруте ТМТМ:

Реализация проекта, входящего в китайскую инициативу экономического развития «Один пояс, один путь», началась в 2013 году.

Участники проекта, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Турция, Украина, Польша и Румыния, а также американские и китайские инвесторы активно развивают инфраструктуру данного маршрута, ведут строительство транспортно-логистических хабов, портов и зон свободной торговли с целью увеличения объема транзита китайских грузов.

Маршрут включает 10 тысяч километров железнодорожных сетей, 10 морских портов, 70 тысяч единиц подвижного состава.

Одним из направлений коридоров является недавно вошедшая в эксплуатацию железная дорога Баку - Ахалкалаки - Карс.

Как создавался маршрут ТМТМ:

Официальный старт проекта - 7 ноября 2013 года. В этот день в Казахстане в рамках II Международного транспортно-логистического бизнес-форума «Новый Шелковый путь» руководители АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги», АО «Грузинская железная дорога» подписали Соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию проекта ТМТМ.

На следующем этапе реализации проекта в феврале 2014 года к Координационному комитету присоединились АО «НК «Актауский международный морской торговый порт», ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство», ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» и ООО «Батумский морской порт».

В 2014-2015 гг. Координационный комитет утвердил технологию взаимодействия между транспортными компаниями по пропуску контейнерных поездов сообщением Китай - Казахстан - Азербайджан - Грузия - Турция с участием железнодорожного и морского транспорта в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении, запустил контейнерный сервис «Nomad Express» и cоздал Международный Транскаспийский Транспортный Консорциум.

В 2015-2016 гг. по маршруту был организован успешный запуск трех пилотных контейнерных поездов: 28 июля 2015 года - из Шихези (Китай) в Кишлы (Азербайджан), 29 ноября 2015 года - из Ляньюньгана (Китай) в Стамбул (Турция), 15 января 2016 года - из Ильичевска (Украина) в Достык (Казахстан).

В декабре 2016 года руководители Координационного комитета, представители АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «Грузинская железная дорога», приняли решение о создании Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)».

В феврале 2017 года ассоциация приступила к активной работе.

Также в 2017 году на II встрече портов-побратимов Совета сотрудничества тюркоязычных стран Актау (Казахстан) - Баку (Азербайджан) - Самсун (Турция) было объявлено об увеличении мощности и пропускных способностей Транскаспийского международного транспортного коридора.

 Как отмечает эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента Республики Казахстан Лидия Пархомчик, «темпы роста фактических объемов грузов, транспортируемых в рамках ТМТМ, не росли по экспоненте, в особенности, в первые годы после запуска коридора. Однако после завершения Турцией строительных работ на железнодорожной ветке Баку-Тбилиси-Карс, открытия в Аляте комплекса Бакинского международного морского торгового порта, а также запуска Казахстаном автомобильной составляющей паромного комплекса порта Курык привлекательность коридора существенно повысилась».

В октябре 2017 года заместитель начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мангистауской области Республики Казахстан Турбек Спанов заявил, что «наиболее важным звеном» Транскаспийского международного транспортного маршрута станет казахстанский порт Курык.

Грузинский глубоководный порт Анаклия, запуск которого намечен на 2021 года, вошел в состав Международной ассоциации ТМТМ в ходе первой Всемирной конференции портов IAPH Baku 2018. По словам генерального директора Консорциума развития порта Левана Ахвледиани, «существование глубоководного порта является главным условием роста конкурентоспособности Грузии в рамках «Срединного коридора».

Как пишет ИА REGNUM, «еще одна часть Транскаспийского транзитного коридора, которую нельзя оставить без должного внимания - новый порт в Азербайджане», расположенный в поселке Алят в 65 км к югу от Баку, «способный переваливать порядка 15 млн тонн грузов в год, в том числе 50 тыс. контейнеров». По данным информационно-аналитического агентства PortNews, порт расположен на пересечении международных транспортных коридоров «Север - Юг» и «Восток - Запад», а также важных автомобильных дорог и железнодорожных путей, в том числе в направлении России. В перспективе перевалочный потенциал порта - 25 млн тонн грузов и 500 тыс. контейнеров.

В апреле 2019 года между портами Актау и Баку был запущен новый фидерный сервис, благодаря которому увеличились объемы контейнерных перевозок по ТМТМ.

21 января 2020 года на итоговом общем собрании Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» («МА «ТМТМ», Middle Corridor) в г. Алматы был утвержден состав Правления ОЮЛ «МА «Транскаспийский международный транспортный маршрут» на новый срок. Председателем правления ОЮЛ «МА «ТМТМ» переизбран Председатель Правления АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» (Казахстанские железные дороги) Сауат Мынбаев.

Характеристики маршрута:

- по мнению экспертов отрасли, ТМТМ территориально близок к существовавшему в 90-е годы коридору ТРАСЕКА (Европа - Кавказ - Азия);

- в 2019 году ТМТМ принял 30 контейнерных поездов (более 26 тыс. контейнеров), рост контейнерных перевозок в сравнении с 2018 годом составил 71%, в числовых показателях он составил около 10,7 тыс. ДФЭ;

- в I квартале 2020 года объем перевозок по маршруту достиг 227 тыс. тонн (+12% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). Как отмечает Kapital.kz, в ходе онлайн-конференции, организованной Союзом транспортников Казахстана KAZLOGISTICS совместно с коммуникационной компанией TLK Media и казахстанской выставочной компанией Iteca, Генеральный секретарь ПС МПК ТРАСЕКА Асет Асавбаев пояснил, что «рост объема перевозок в основном обусловлен увеличением экспортных перевозок Казахстана на 23% и транзитных перевозок по территории Казахстана из Китая и стран Центральной Азии в западном направлении».

Преимущества маршрута ТМТМ:

- укрепление экономического сотрудничества и культурных связей на протяжении «Шелкового пути»;

- повышение эффективности использования железнодорожного подвижного состава и увеличение пропускных способностей прикаспийских государств;

- возможность в три раза сократить время доставки грузов между Европой и Китаем, за счет расширения количества заинтересованных стран-участников проекта;

- эффективные комплексные ставки на контейнерные перевозки, гибкая тарифная политика на перевозку мазута, газойля, зерна; по словам генерального секретаря ОЮЛ «Международной ассоциации «Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут» Рахметоллы Кудайбергенова, на данный момент (конец мая - начало июня 2020 года) они «снижены на 60-70% от базовых, которые применялись на маршруте».

Какие задачи нужно решить?

- увеличить объем перевозок по маршруту;

- повысить востребованность маршрута китайскими поставщиками;

- обеспечить конкурентоспособность ТМТМ в отношении транзита товаров из Китая в Европу, в частности, в отношении соблюдения сроков доставки (не более 15 дней) и привлекательной стоимости перевозки грузов;

- обеспечить интеграционные процессы стран-участниц проекта и полноценную диджитализацию ТМТМ за счет цифровых систем управления перевозками;

- учесть изменения в экономике на фоне пандемии COVID-19; акцентировать процессы по интеграции Казахстана со странами Центральной Азии и близлежащими странами.

Преимущества ООО «Первая транспортно-логистическая компания» при перевозке грузов по ТМТМ:

- значительный опыт экспортных перевозок в регионе;

- действующие контракты с администрациями железных дорог, предусматривающие эксклюзивные ставки на железнодорожные тарифы;

- возможность осуществления перевозки смешанным видом транспорта (железнодорожный, автомобильный) с перегрузом на различных станциях.

Перспективы развития ТМТМ:

- развитие маршрута как альтернативного варианта существующим путям сообщения в регионе;

- развитие маршрута как одного из основных транспортных коридоров, соединяющих западную и восточную части Евразии;

- обеспечение загрузки прикаспийской, грузинской и украинской логистической инфраструктуры, а также железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс;

- развитие инфраструктуры ТМТМ, рост объемов поставки как транзитных грузов, так и собственной продукции стран-участниц проекта.