В апреле экспорт керосина из России может снизиться до 48,5 тыс. т.

30/04/2020
На данный момент объемы поставок керосина на мировом рынке показывают наибольшее снижение среди нефтепродуктов. За последние два месяца, по расчетам аналитического агентства OAG Aviation Worldwide, пропускная способность международных рейсов снизилась до полумиллиона мест в неделю с уровня 5,9 млн до карантина, что привело к сокращению спроса на этот продукт.

По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), к концу 2020 года мировой спрос на керосин может снизиться на четверть до 2,1 млн барр./сут. Свежие данные указывают на вероятность и более значительного спада в Европе: спрос в регионе на этот продукт уменьшился на 85% в апреле, в мае — на 75%, в июне — на 70% к аналогичным периодам 2019 года соответственно. Стоимость керосина в странах Северной и Западной Европы уменьшилась по сравнению со средней ценой в I квартале 2020 года более чем в два раза, до $208/баррель. В США, как пишет Argus, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сократили производство керосина до минимального уровня в 1984 года, а спрос на него достиг самых малых значений за 29 лет.

16 апреля замминистра энергетики России Павел Сорокин в видеоинтервью информационному центру по мониторингу ситуации с коронавирусом отметил, что «в связи с остановкой авиасообщения за границу и с существенным сокращением перелетов внутри страны потребление авиакеросина упало более чем в два раза», а пассажиропоток на внутренних перевозках снизился на 95% по сравнению с прошлым годом. 

С учетом данных факторов, российские производители керосина также планируют ограничить экспортные поставки. По оценкам Argus, отгрузки железнодорожных экспортных партий керосина с российских НПЗ в апреле могут составить 27,4 тыс. т, тогда как в марте было вывезено 75,85 тыс. т. В целом, поставки продукта на внутренний рынок сократились до минимальных значений за последние годы — на 32% по отношению к марту и на 36% к показателю апреля 2019 года.

Гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков в интервью «Ъ» отметил, что восстановление спроса на керосин «будет зависеть от того, как быстро произойдет возобновление активного международного авиасообщения». Сложность состоит в том, что после снятия ограничений на перелеты нельзя ожидать быстрого возвращения прежних объемов авиаперевозок. По оценкам председателя совета директоров S7 Group Владислава Филева, полноценное авиасообщение может возобновиться только к апрелю 2021 года, а пассажиропоток по окончании кризиса упадет примерно вдвое: с 120 млн до 60 млн пассажиров в год.

Напомним, объем производства авиакеросина на НПЗ России в 2019 году составил 12 523.7 тыс. тонн, экспорт авиакеросина из России в 2019 году снизился до 1.6 млн тонн. В период 2016-2019 гг. средние цены производителей на топливо для реактивных двигателей выросли на 56,7%, с 23 108,9 руб./тонн. до 36 205,6 руб./тонн. Наибольшее увеличение средних цен производителей произошло в 2018 году, тогда темп роста составил 31,5%. Средняя цена производителей на топливо для реактивных двигателей в 2019 году уменьшилась на -0,3% к уровню прошлого года и составила 36 205,6 руб./тонн.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), удельный вес топливно-энергетических товаров в структуре экспорта в январе-феврале 2020 года упал до 63,4% с 67,0% год назад. По сравнению с январем-февралем 2019 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров снизился на 17,5%, а физический - на 5,9%. В экспорте товаров топливно-энергетического комплекса снизились физические объемы поставок нефти и нефтепродуктов на 10,1%, в том числе керосина - на 29,8%, электроэнергии - на 26,7%, природного газа - на 24,6%, сырой нефти - на 4,2%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта сжиженного газа на 49,8%, автомобильного бензина - на 28,4%. Объем производства авиакеросина на НПЗ РФ за январь-февраль 2020 года составил 1 934.8 тыс. тонн, что на 0.3% ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Как сообщает Argus, общий объем экспорта керосина из России в январе-марте текущего года составил 178,10 тыс. т/месяц с учетом прямых отгрузок из портов, что на 8,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В апреле экспорт керосина из России может снизиться почти в четыре раза, до 48,5 тыс. т.

28 апреля стало известно, что Минфин поддержал предложение Минэнерго о запрете с 1 октября импорта в Россию бензина, дизеля, газойлей и керосина по цене ниже отечественной продукции, чтобы сохранить рабочие места и поддержать работу НПЗ, которые не могут конкурировать с зарубежными производителями из-за работы демпфирующего механизма, удерживающего цену на топливо в пределах инфляции.

Подробнее: https://amp.rbc.ru/rbcnews/business/16/04/2020/5e98885b9a7947fdf9828ee8

фото: Shutterstock