Лесные грузы: общая погрузка в январе-июле снизилась на 4,4%, объем перевозок в контейнерах увеличился на 6,1%

10/08/2020
По данным ОАО «РЖД», в течение первых 7 месяцев 2020 года погрузка лесных грузов на сети российских железных дорог снизилась на 4,4% из-за теплой зимы и пандемии Covid-19.

Как отметила в интервью «РЖД-Партнеру» руководитель направления по железнодорожным перевозкам дирекции по логистике Segezha Group Татьяна Галимская, «в II полугодии снижение погрузки замедлится за счет сокращения сроков доставки грузов по сети РЖД и организации ежедневной подачи вагонов грузовладельцам под погрузочно-разгрузочные операции. Также увеличить объемы погрузки лесных может более широкое использование новых видов формирования составов на лесопогрузочных станциях, в том числе и на малодеятельных: грузовые лесные экспрессы, технические маршруты с условной длиной менее установленной на сети РЖД».

Согласно обзору международного ценового агентства Argus, в январе-июне 2020 года погрузка лесных грузов на сети РЖД снизилась на 5,4%, до 21 млн т, а общая погрузка - на 4,5%, до 605,1 млн т. В указанный период количество груженых контейнеров с лесными грузами составило 268,4 тыс. TEU (+6,5%), а всего в контейнерах было перевезено 3,78 млн т лесных грузов (+5,6% г./г.). Из данного объема было экспортировано 3,62 млн т (+7,1% г./г.), из них 3,16 млн т пиломатериалов. По внутренним маршрутам было отгружено 164,1 тыс. т лесных грузов (-18,6% г./г.), включая фанеру и древесные плиты.

Таможенно-логистический портал «Виртуальная таможня» сообщает, что в I полугодии текущего года объем внутренних перевозок необработанной древесины в России увеличился на 5% г./г. до 9,6 млн т, из которого 3,9 млн т составила балансовая древесина - ее погрузка выросла на 5%, пиловочника – на 14 % до 2,9 млн т. Также выросли экспортные железнодорожные перевозки фанеры (+14% г./г. до 544 тыс. т), шпона (+15% г./г. до 62 тыс. т) и биотоплива (+18% г./г. до 427 тыс. т). Поставки ДВП/MDF/HDF снизились на 25% г./г. до 214 тыс. т, перевозки ДСП/OSB остались примерно на уровне 2019 года.

По данным ведущего оператора подвижного состава рынка железнодорожных перевозок лесных грузов ООО «ТрансЛес», в январе-июне 2020 года Новая Зеландия и Германия заняли первое и второе места соответственно по объемам поставок в Китай необработанной хвойной древесины, а Россия оказалась лишь на третьем месте. «Снижение спроса на крупнейшем экспортном рынке российских лесопромышленных компаний - китайском, а также ужесточение политики регулирующих органов обеих стран привели к падению объемов перевозок лесных грузов по железной дороге в 2019 году и в первой половине 2020 года. Участники рынка не надеются, что по итогам текущего года общие объемы перевозок лесных грузов вырастут, исключение могут составить пиломатериалы - брус, доски и другие».

За последние пять лет доля экспорта круглого леса снизилась с 44% до 32%. Argus отмечает, что на фоне увеличения ставок таможенных пошлин на ряд товарных позиций лесных грузов, включая такие дальневосточные породы древесины, как ель аянская, пихта белокорая и лиственница даурская, в 2019 году вывозные пошлины на данные породы выросли с 25% до 40% вне квоты, в 2020 году - до 60%, в 2021 году ожидается их рост до 80%.

«Гудок» пишет, что в январе-июне 2020 года «экспортные перевозки пиломатериалов временно снизились на 11% и составили 7,6 млн т. Но уже в мае-июне эксперты отметили тренд на восстановление рынка. В частности, в июне погрузка даже превысила значение аналогичного периода 2019 года на 3% и составила 1,5 млн т. По итогам первого полугодия отмечен рост контейнерных перевозок пиломатериалов – на 4% до 3,1 млн т в результате субсидирования китайским Правительством контейнерных перевозок в рамках программы «Шелковый путь»». За январь-июль 2020 года объем перевозок лесных грузов в контейнерах по сети железных дорог России увеличился уже на 6,1% (до 316,6 тыс. TEU) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отметим также, что с начала текущего года на внутреннее сообщение пришлось 16453,00 тыс. т лесных грузов,  на экспортное - 12865,84 тыс. т, на импортное - 80,41 тыс. т, на транзитное - 264,36 тыс. т.

Напомним, по данным Argus, в 2019 году перевозки лесных грузов на сети РЖД составили 42 млн т (-8,1% г./г.), объемы погрузок с отправкой по внутрироссийским маршрутам снизились до 19,3 млн т (-2,9% г./г.), на экспорт - до 22,7 млн т (-12,2% г./г.). Крупнейшими пунктами отправки лесных грузов на экспорт по железной дороге без учета контейнерных перевозок в Китай в 2019 году стали Братск (Иркутская обл.) - 609,3 тыс. т, Усть-Илимск (Иркутская обл.) - 659,7 тыс. т, Новочугуевка (Приморский край) - 633,3 тыс. т, Заудинский (Бурятия) - 586,0 тыс. т, Карабула (Красноярский край) - 556,9 тыс. т.

В обзоре железнодорожного рынка НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК) за 2019 год отмечено, что объемы транспортировки лесных грузов на специализированных платформах снизились на фоне активного роста контейнерных перевозок. По словам директора по маркетингу ОВК Нины Борисенко в интервью «Гудку», «в целом за 2019 год перевезено более 5 млн TEU-контейнеров (+12,6% г./г.), а наибольший прирост наблюдается в сегменте лесных грузов (+32,9%), что обусловлено постепенным переходом от экспорта круглого леса к деревообработке внутри страны с последующим экспортом уже готовой продукции с высокой добавленной стоимостью».

Подробнее: https://logirus.ru/news/custom_and_ved/rossiya_u_kitaya_ne_na_pervom_meste_po_postavkam_khvoynoy_drevesiny.html,
http://vch.ru/event/view.html?alias=eksport_produkzii_glubokoi_pererabotki_drevesiny_nachinaet_prevalirovat_nad_syrem,                                              
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/po-itogam-yanvarya-iyulya-pogruzka-lesnykh-gruzov-na-seti-rzhd-snizilas-na-4-4/

фото: Shutterstock