В январе - октябре в России произведено 108 тыс. единиц грузовых автомобилей

19/11/2020
По данным Росстата, по итогам 10 месяцев 2020 года в России выпущено 108 тыс. единиц грузовых автомобилей (-13,9% г./г.), из них в октябре с конвейеров сошло 16,6 тыс. грузовиков (+3,1% г./г.).

Согласно расчетам Russian Automotive Market Research (RAMR), за III квартала 2020 года сокращение продаж на рынке грузовых автомобилей составило 7,3%, на рынке легковых - 9,6%, на рынке легких коммерческих - 9,1%. В указанный период емкость рынка новых грузовых автомобилей в России составила 322 млрд руб., что на 4,1% меньше, чем в прошлом году.

По словам руководителя департамента отраслевых рынков Финансового университета при правительстве РФ Антонины Шарковой, «в 2013 году на территорию России было импортировано почти 90 тыс. моторных транспортных средств по перевозке грузов на общую сумму около $3 млрд, в 2016 году - 20 тыс. единиц стоимостью чуть более $1 млрд. А с 2017 года объемы импорта опять начали расти как в стоимостном, так и в количественном выражении. Аналогичная ситуация и по комплектующим. Так, в 2019 году в Россию было ввезено почти 30 тыс. грузовых транспортных средств на сумму почти $2 млрд».

При этом, как пишет «РЖД-Партнер», более 60% рынка новых грузовых автомобилей в России приходится на российские компании, в I полугодии 2020 года «именно российские грузовики демонстрировали рост объемов продаж на 5-7% тогда как зарубежные производители сократили свое присутствие на 10-20%». Конкурентными преимуществами российских грузовых автомобилей являются соотношение цена -  качество (российские автомобили на 15-20% дешевле аналогичных моделей иностранных производителей), большая стабильность данного сегмента рынка по сравнению с сегментом легковых автомобилей, а также наличие широкой сети дилерских компаний у российских автопроизводителей.

Издание добавляет, что в Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года, принятой в апреле 2018 года, импортозависимость в сегменте грузовых автомобилей оценивалась на уровне свыше 25%. Импортозамещение на рынке грузовых автомобилей развивается достаточно успешно. Если в 2013 году доля техники российского производства на рынке новых грузовых автомобилей составляла 70,5%, то по итогам 9 месяцев 2020 года она достигла 80,3%. Отметим, в настоящее время в России производятся не только российские бренды, но и Volvo, Mercedes-Benz, Isuzu, Iveco, Scania, и наибольших результатов в локализации достигли Volvo и Mercedes-Benz.

Директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи в интервью «РЖД-Партнеру» отмечает, что в текущем году, несмотря на пандемию Covid-19, российский рынок грузовых автомобилей поддержали возобновление производства, разрешение поставок по контрактам, заключенным до самоизоляции, меры государственной поддержки (программы «Российский тягач», «Свое дело», «Льготный лизинг специализированной техники», программа по стимулированию спроса на газомоторную технику), реализация крупных инфраструктурных проектов, а также опережающие закупки автомобильной техники федеральными органами исполнительной власти и госкомпаниями. Эксперт добавляет, что «если в 2021 году не произойдет существенных изменений, таких как резкое снижение цен на нефть, дальнейшее падение курса рубля, уменьшение показателей в отраслях, потребляющих грузовую технику, то ожидается рост продаж грузовых автомобилей в пределах 3-6%».

По оценке экспертов аналитического агентства «АВТОСТАТ», в топ-10 моделей грузовых автомобилей на отечественном рынке вошли КАМАЗ-43118, востребованный в ТЭК и лесной промышленности (4732 экземпляра за III квартала 2020 года, 10% от общего объема рынка), «ГАЗон NEXT» (3579 единиц), КАМАЗ-5490 (3536 шт.), КАМАЗ-65115 (3359 шт.) и КАМАЗ-6520 (2345 шт.), Volvo FH (2047 шт.), Mercedes-Benz Actros (2039 шт.), MAN TGS (1228 шт.), DAF XF-Series (1132 шт.) и Scania R (1086 шт.). Общий объем рынка за указанный период составил 51 тыс. единиц (-7,2% г./г.).

Согласно данным регистрации транспортных средств в органах ГИБДД и RAMR за 2019 год, объем сегмента грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т в России составил 63,5 тыс. ед., что в разы меньше показателей легкового сегмента, доля КАМАЗа на внутреннем рынке грузовых автомобилей по итогам 2019 года составила более 30%, доля группы компаний «ГАЗ» - более 10%, доля автомобильного завода «Урал» - 5-6%, совокупная доля компаний Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, MAZ - 6-8%. Расчеты «АВТОСТАТа» показывают, что на начало 2020 года количество грузовиков в России увеличилось с 3,5 до 3,8 млн единиц (+9%) по сравнению с 2010 годом.

Отметим, средний возраст парка грузовых автомобилей в России составляет 20 лет, показатель темпа выбытия старого автопарка - 7% в год. По словам Татьяны Крейденко, доцента департамента отраслевых рынков Финансового университета при правительстве РФ, «в долгосрочной перспективе драйверами развития рынка станут замена устаревшей техники и ужесточение экологических требований. При этом 2/3 от зарегистрированного автопарка грузовых машин не отвечают нормам выброса даже «Евро-2». А соответствует «Евро-5» менее 5% грузового автопарка».

Подробнее:
https://www.autostat.ru/news/46346/,
https://www.rzd-partner.ru/auto/interview/konyunktura-rynka-sozdaet-usloviya-dlya-usileniya-lokalizatsii-v-segmente-gruzovogo-avtomobilestroen/,
https://www.rzd-partner.ru/auto/interview/v-2021-godu-prodazhi-gruzovykh-avtomobiley-v-rossii-mogut-vyrasti-na-3-6/

фото: пресс-служба Минтранса России