В августе может быть утверждена концепция развития ВВТ РФ

29/07/2021
В ближайшем месяце Росморречфлот рассчитывает на утверждение концепции развития внутреннего водного транспорта (ВВТ) РФ. При этом, как отмечает ИАА «ПортНьюс», документ «будет предусматривать включение объектов ВВТ и сопутствующих мероприятий в комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Отдельного нацпроекта, скорее всего, не будет». Напомним, в течение нескольких лет Минтранс РФ разрабатывают концепцию мероприятий развития ВВТ до 2030 года, предусматривающую значительный рост показателей отрасли. В преддверии президиума Правительственной комиссии по транспорту в 2021 году концепция была направлена в правительство.

По словам первого зампреда комитета Совета Федерации по экономической политике Ленара Сафина, «внутренние водные пути (ВВП) обеспечивают транспортные и экономические связи более 60 регионов. При этом 78% водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая северный завоз, в том числе более 13 тыс. километров входят в Арктическую зону. В европейской части страны основные водные пути входят в состав Единой глубоководной системы протяженностью более 6,5 тыс. километров».

Участники круглого стола в Совете Федерации по приоритетным направлениям развития внутренних водных путей, прошедшего в апреле текущего года, отметили, что «инфраструктурные ограничения и маловодность последних лет привели к рекордному падению грузопотоков речного транспорта России. Ситуацию ежегодно усугубляет недостаточное финансирование гидросооружений и острая необходимость обновления флота».

По оценке управляющего директора судоходной компании «Волжское пароходство» Юрия Гильца, проблемой перевозчиков на ВВП на данный момент является также  несбалансированность тарифов естественных монополий.

По информации SeaNews.ru, с учетом задержки открытия навигации перевозки ВВТ в РФ в январе-мае 2021 года снизились до 21,5 млн т (-7,3% г./г.). В I квартале перевозки грузов на ВВТ были ниже прошлого года на 1,1 млн т. К концу июня с начала навигации 2021 года в РФ было прошлюзовано более 91 тыс. единиц флота (+4,43% г./г.). Напомним, в 2020 году объем перевозок внутренним водным транспортом в РФ составил 99,3 млн т (-7,8% г./г.). Грузооборот речного транспорта в РФ уменьшился на 8,6% год к году, до 60,2 млрд тонно-километров. В 2016-2020 гг. объем перевозок грузов на ВВТ РФ сократился более чем на 18%, количество флота в период 2000-2020 гг. уменьшилось на 28%.

Как отметил в интервью газете «Морские вести России» глава Федерального агентства морского и речного транспорта РФ (Росморречфлот) Андрей Лаврищев, в 2021 году «тенденция к снижению грузовых перевозок по ВВП прекратится, и мы увидим рост объемов перевозок. Сегодня в России создаются масштабные инфраструктурные и производственные объекты в рамках национальных проектов. По прогнозным оценкам, ожидается рост перевозок грузов в пределах 1-1,5%».

До 2024 года в планах Росморречфлота предусмотрено строительство в целом 118 ед. флота. Кроме того, по сообщению представителя департамента развития инфраструктуры Минвостокразвития РФ Алексея Тихонова, ведомство начало разработку плана мероприятий по расширению возможностей судоходства по Беломоро-Балтийскому каналу, бассейнам рек Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма и других рек Арктической зоны, что позволит вернуть на них до 600 млн т грузов.

Подробнее:
https://seanews.ru/2021/07/02/ru-gruzooborot-rossijskogo-transporta-janvar-maj-2021-perevozki-vozdushnogo-transporta-vyrosli-na-36-6/,
http://www.morvesti.ru/news/1679/90816/,
https://seanews.ru/2021/02/01/ru-gruzooborot-rossijskogo-transporta-2020-god-perevozki-morskogo-transporta-vyrosli-na-10/

фото: Shutterstock