В 2020 году ж/д погрузка лесных грузов в РФ составила 40,7 млн т

25/02/2021
По данным ОАО «РЖД», по итогам 2020 года погрузка леса достигла 40,7 млн т, что меньше аналогичного показателя 2019 года на 3,1%. Объем экспортных отправлений в прошлом году составил всего 20 млн т (-11,6% г./г.). В контейнерах было перевезено 540,5 тыс. TEU (+5,4% г./г.). Снижение поставок обусловлено пандемией Covid-19 и закрытием границ, а также снижением спроса и ужесточением требований Китая к круглому лесу.

Начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») Екатерина Агапова отметила в интервью изданию vgudok.com, что в прошлом году «потребление со стороны Китая - основного заказчика этой номенклатуры - снизилось на 21%. Вместе с тем на фоне общего снижения погрузки такие номенклатуры, как круглые лесоматериалы, измельченная древесина, фанера и шпон, показали рост. Погрузка внутри страны выросла на 9,4% и достигла отметки в 17 млн т. До 80% всех отправок осуществлялось с Северной и Горьковской железных дорог».

По словам эксперта, в январе 2021 года «внутрироссийская погрузка в январе на сети в пределах Северной железной дороги в направлении Октябрьской и Московской магистралей выросла до 1,9 млн т (+5% г./г.), при этом наибольший прирост зафиксирован в сегментах фанеры и шпона (55%), древесно-стружечных плит (34%), измельченной древесины (24%) и круглого леса (5%). Экспортная погрузка достигла 2 млн т (+9% г./г.). Основным драйвером стал круглый лес, его перевозка за рубеж увеличилась на 47%. Продукция направлялась преимущественно в Китай (рост в 2 раза, до 493,7 тыс. т) и Финляндию (рост на 8%, до 294,7 тыс. т). Кроме того, в 2 раза выросли отправки в Казахстан (17,7 тыс. т)».

Всего в январе 2021 года на сети железных дорог России было погружено 3,4 млн т лесных грузов (+9,4% г./г.), в контейнерах - 37,7 тыс. TEU (-0,5% г./г.). Рост погрузки в начале текущего года связан с теплой зимой и растущим спросом на лес со стороны Китая, поскольку Россия продолжает входить в число лидеров по поставкам кругляка в Поднебесную наряду с Новой Зеландией. По оценке аналитика «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, «в этом направлении отгружается продукция преимущественно с предприятий Красноярского края и Иркутской области. Необработанную древесину везут преимущественно с Дальнего Востока. В 2021 году сохранится рост погрузки за счет низкой базы 2020-го. Но полное восстановление рынка эксперты ожидают к началу 2022 года. Способствовать этому будет рост потребления в Китае и, возможно, Японии до уровней выше допандемических».

Генеральный директор АО «Евросиб СПб - ТС» Иван Атемасов сообщил «РЖД-Партнеру», что «среди основных причин роста погрузки леса в январе этого года в Сибири и на Дальнем Востоке можно назвать улучшение ситуации с оформлением груженых вагонов. С октября наблюдалось сильное ограничение по железнодорожному пункту пропуска на востоке. Погрузка в 2021-м может быть в тех же объемах, что и в 2020 году. Возможно увеличение перевозок части номенклатуры в контейнерах. Главные проблемы в настоящее время - ограничение объемов перевозки, непрозрачный техплан и его распределение по железнодорожным узлам».

Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что в 2021 году «погрузка леса продолжит подъем на фоне улучшения ситуации в КНР и других основных импортеров. Одновременно может увеличиться производство бумаги и бумажных изделий в России (в 2020 году оно, к слову сказать, подросло на 1,9%), оказывая тем самым положительное влияние на объемы перевозки леса по железным дорогам. Недавно правительство РФ утвердило стратегию развития лесного комплекса страны до 2030 года. Она может поспособствовать увеличению железнодорожных перевозок леса. Правда, она может изменить их географическую структуру: в случае расширения его переработки в России могут вырасти потоки в сторону предприятий по выпуску целлюлозы, бумаги и картона, мебели, тогда как в сторону границ страны они могут сократиться».

Напомним, на оперативном совещании с вице-премьерами в октябре 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин отметил, что отсутствие пробелов в законодательстве «исключит возможность перемещения через границу отдельных видов стратегически важных лесных товаров и устранит лазейку, когда более дорогой товар вывозился недобросовестными лесоэкспортерами под видом менее ценного. Это позволит прекратить практику экспорта сырья, запретив откровенно криминальные схемы вывоза продукции».

27 января текущего года на пленарном заседании Совета Федерации был одобрен запуск реформирования лесной отрасли, в рамках которого будет принят закон о создании системы отслеживания древесины от заготовки до продажи или экспорта (ЛесЕГАИС). Реформу должны завершить до 1 января 2023 года. По словам председателя Комитета палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова, «в единой системе станут фиксировать документы об аренде лесных участков, сделках с древесиной, лесозаготовительной технике. Если данные о видах и сортах древесины в документах не совпадут с этими данными, заготовку, перевозку или сделку заблокируют. Для транспортировки древесины нужно будет получить электронный сопроводительный документ. Мы дадим нашим гражданам реальную возможность управления лесами, бизнесу - планировать и развивать лесопереработку, сочетать различные виды лесопользования и обеспечим эффективный контроль».


Подробнее:
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/rost-pogruzki-lesa-v-2021-godu-obuslovlen-vosstanovleniem-sprosa-i-teploy-zimoy/,
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/opinions/nebolshoe-uvelichenie-pogruzki-lesa-v-yanvare-svyazano-s-rostom-sprosa-so-storony-kitaya/,
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/pomimo-vosstanovleniya-sprosa-pogruzka-lesa-v-yanvare-vyrosla-iz-za-uluchsheniya-situatsii-s-oformle/,
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/opinions/v-pogruzke-lesnykh-gruzov-v-2021-godu-sokhranyatsya-tendentsii-proshlogo-goda/

фото: Shutterstock