Центрально-Азиатские маршруты могут нарастить объем транзита из Китая

25/05/2020
В апреле 2020 года число перевозок транзитных контейнеров по железной дороге выросло по маршруту Китай-Европа-Китай почти удвоилось, а объем транзитных перевозок контейнеров достиг 45,4 тыс. TEU, что в 1,7 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, из них груженых — 44 тыс. TEU, что на 99,3% больше, чем годом ранее. В целом транзитные перевозки контейнеров в апреле выросли на 39,9%, до 65,1 тыс. TEU, перевозки контейнеров — на 10,4%, до 461 тыс. TEU. В первой половине мая трафик в этом направлении вырос на 22% по сравнению с показателем того же периода прошлого года.

На данный момент особенно востребована транспортировка транзитных контейнеров из Китая через территорию Казахстана и России, кроме того, очевидна необходимость в новых коридорах. Руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра (РЭЦ) Алевтина Кириллова в интервью Sputnik Узбекистан отмечает, что наиболее перспективными являются торговые маршруты «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран», «Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан» и «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

Железнодорожный маршрут «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран» общей протяженностью около 10 тыс. км позволил обеспечить скоростную доставку грузов от побережья Восточного Китая на рынки Персидского залива. С 2018 года ежегодный объем перевозок по этой железной дороге превышает 1 миллион тонн грузов. По данным РЖД-Партнер, общее время в пути составляет около 2 недель, что вдвое быстрее, чем морским путем, на который уходит 25–30 суток. В апреле 2019 года к железнодорожному коридору Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран с целью увеличения потока контейнерных грузов транзитом из Китая через станцию Болашак в Иран присоединился Узбекистан.

Строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран» является частью создания нового маршрута Китай-Европа, способного значительно повысить транзитный потенциал стран-участниц проекта. В начале 2019 года правительство Таджикистана одобрило маршрут железной дороги «Джалолиддин Руми – Нижний Пяндж», являющейся частью основного маршрута, а в конце года Таджикистан и Афганистан подписали Соглашение о строительстве железной дороги «Джалолиддини Балхи (Колхозобод) – Шерхан Бандар (Афганистан)», ставшее основой для реализации проекта по строительству маршрута «Туркменистан-Афганистан-Таджикистан» и способствующее реализации железнодорожного проекта «Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран» с перспективой выхода на морские порты Бандар Аббас, Чорбахор и Гавдарав. Общая протяженность железной дороги «Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – граница Ирана» составит около двух тысяч километров.

Железнодорожная магистраль «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» должна соединить китайские железные дороги с Узбекистаном и далее через Афганистан, Иран и Турцию — с европейской железнодорожной сетью. По словам президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова, особое значение для региона имеет развитие системы транспортно-коммуникационных коридоров, обеспечивающих выход стран Центральной Азии на внешние рынки. Приоритетное значение имеет расширение международных автомобильных и железных дорог, создание логистических центров и транспортных терминалов.

Как сообщает Sputnik, 25 мая 2020 года стало известно, что во время видеоконференции и.о. председателя правления АО "Узбекистон темир йуллари" Хуснутдин Хасилов, замминистра дорожного и городского строительства Ирана Саид Расули и руководитель агентства "Туркменские железные дороги" Азат Атамурадов договариваются о возобновлении транзита поездов в регионе. Узбекистан и Туркменистан намерены активизировать работу над Ашхабадским соглашением со всеми участниками транспортного коридора. Напоминим, это соглашение было заключено между Узбекистаном, Туркменистаном, Ираном и Оманом в 2016 году и предусматривает создание надежного транспортного пути для бесперебойной перевозки и транзита товаров между странами Средней Азии и портами Персидского залива и Оманского моря.

Подробнее: https://m.tj.sputniknews.ru/radio/20191127/1030292903/tajikistan-central-asia-jeleznodorojnaya-sistema.html, https://tajikta.tj/ru/news/tadzhikistan-i-afganistan-podpisali-dokument-o-stroitelstve-zheleznoy-dorogi-

фото: Shutterstock