Рынок российского битума продолжает расти несмотря на пандемию Covid-19
06/08/2020
По данным Минэнерго, за первые пять месяцев 2020 года в РФ было выпущено 2,67 млн т битума (+22,3% г./г.). Существеннее всего выпуск данного нефтепродукта увеличили заводы «Роснефти», «Газпром нефти» и Орский НПЗ.В обзоре рынка битумов независимой аналитической компании Alto Consulting Group отмечено, что в 2019 году в России было произведено 6 967,6 тыс. т битумов нефтяных (+4,7% г./г.). Лидером производства битумов нефтяных от общего произведенного объема за 2019 год стал Приволжский федеральный округ с долей около 38,0%. «Газпром нефть», которая является одним из ключевых игроков на рынке битума, за 2019 год реализовала 2,5 млн тонн продукции. В то же время в 2019 году рост производства показали Орский НПЗ, Рязанский НПК, Волгоградский НПЗ и Ангарская НХК.
Отметим, ежегодно объем мирового битумного рынка, лидерами которого являются страны Азии, Северной Америки и Россия, растет на 4%, в 2019 году он достиг 113 млн т. Что касается российского рынка, то к 2024 г. ожидается рост объема производства отечественного битума до 10 млн т.
Рост спроса на битум на российском рынке обусловлен большими объемами строительства новых и обустройства действующих автомобильных дорог в России (более 50 тыс. км) в рамках транспортной стратегии РФ до 2030 г. и растущими требованиями к качеству дорожного покрытия. Сегодня стало известно, что Правительство России направит более 6 миллиардов рублей на ремонт и модернизацию дорожной сети в 14 регионах.
Как отмечает председатель правления ГК «АВТОДОР» Вячеслав Петушенко, организация ремонтирует и строит около 1000 километров дорог ежегодно, 95 процентов из них с применением модифицированного битума, то есть с добавлением полимеров и других компонентов, «объем потребляемого битума у нас порядка 200 тыс. т в год. И эта потребность растет и мы, естественно, потому как строим дороги первой технической категории, то требования к битуму у нас самые высокие».
Согласно текущей структуре отгрузок российских битумов, около 96,5% произведенного продукта поставляется на внутренний рынок. При этом в январе-июне 2020 года за счет значительного снижения экспортной пошлины вырос железнодорожный экспорт битума из России в страны СНГ, включая Узбекистан (64,7 тыс. т), Киргизию (64,2 тыс. т) и Таджикистан (64,2 тыс. т). Также в указанный период российский битум был отгружен в Белоруссию, Китай, Грузию и Туркменистан. Как пишет Argus, поставки битума и гудрона на экспорт из России увеличились в мае на 17,91 тыс. т относительно апреля, однако в снизились в июне из-за роста спроса на внутреннем рынке и проведением ремонтов на некоторых НПЗ. В мае по железной дороге из РФ было отправлено 72,34 тыс. т битума и гудрона.
Согласно данным исследования «Рынок битумов в России: исследование и прогноз до 2023 года», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2019 году, в 2017-2018 годах в России индикатор цены производителей продукта при поставках на внутренний рынок увеличился практически на 200%. В 2018 году оценка совокупного объема российского рынка в стоимостных единицах вплотную приблизилась к отметке 1,5 млрд. долларов, а темп прироста рынка достиг 38%. В 2018-2020 гг. средние цены производителей на битумы нефтяные дорожные снизились на с 8 837,0 руб./т до 7 466,0 руб./т (-15,5%). Средняя цена в 2020 году уменьшилась на -38,5% к уровню прошлого года и составила 7 466,0 руб./т.
По мнению генерального директора компании «Газпромнефть - Битумные материалы» Дмитрия Орлова, в число значимых тенденций, влияющих на битумный рынок России, входит повышение глубины переработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), удешевление всего этапа строительства и всего жизненного цикла дороги, внедрение инновационных технологий производства и совершенствование рецептуры вяжущих.
Подробнее: https://oilcapital.ru/news/downstream/15-04-2020/bitum-koronavirusu-okazalsya-ne-po-zubam
фото: Shutterstock