Операторы переходят границу

18/12/2019
Задача увеличить экспорт транспортных услуг поставлена федеральным проектом «Экспорт услуг до 2025 года». Он принят правительством в 2017 году. Транспорт в этом документе выделен в отдельную главу. Согласно статистическим данным, вклад в экспорт транспортных услуг вносит воздушный транспорт – 50,8%, морской – 24,8, железнодорожный – 12,2 и автомобильный – 10%. Эти данные приводит Центральный банк Российской Федерации, которому поручено вести статистику по экспорту всех услуг, включая транспортные. Как пояснил советник главы Росстата Игорь Ваган, такое решение было принято в связи с тем, что ЦБ имеет больший доступ к коммерческой информации.

Согласно методике ЦБ под экспортом транспортных услуг понимаются транзит, перевозка иностранных пассажиров, доставка грузов по территориям и водам других государств. Сюда же входят погрузочно-разгрузочные работы, если их производит российское предприятие для иностранного заказчика. Например, сотрудники отечественного склада загружают автомобили иностранного оператора.

Экспорт транспортных услуг в 2017 году, когда начали вести такую статистику, составил $19,2 млрд, в 2018-м достиг $22 млрд, с января по июнь 2019 года – $11,124 млрд. Данных по второй половине 2019 года, естественно, ещё нет в природе, но, по прогнозам АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), экспорт транспортных услуг достигнет за год $24 млрд. И с этим показателем мы выйдем на 9-е место в мире.

По данным рейтингового агентства Countries.world, первое место по экспорту транспортных услуг занимают США, он оценивается в $250 млрд и составляет почти 10% от всего экспорта. У занимающих второе место китайцев – $40 млрд и 14% от всего экспорта. В России при общем экспорте $688 млрд удельный вес транспортных услуг составляет 3,75%.

Наибольший вклад в экспорт транспортных услуг (50,8%) принадлежит авиации. Пассажиропоток одного только «Аэрофлота» превысил в 2019 году 38 млн человек и увеличился на 3 млн за год. А общими усилиями все российские авиаторы перевезли более 130 млн человек. По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в первом полугодии 2019 года количество иностранных пассажиров выросло на 18% (24,5 млн человек).

А вот вклад торгового флота (24,8%) мог бы быть и побольше, если бы не одна обидная причина: своим флотом, согласно данным ЦБ, мы экспортируем только 3% грузов. Остальное уходит на судах с другими флагами.

Железнодорожный транспорт является абсолютным лидером по объёмам перевозок экспортных грузов (483,6 млн тонн), опережая водный (417,2 млн тонн) и автомобильный (16,7 млн тонн). А вот по экспорту транспортных услуг он только третий – 12,2%.

«Почти две трети экспортных товаров железнодорожные операторы отгружают в порты. Следовательно, в данном случае считается, что экспортную услугу оказывает водный транспорт, – объяснил «Гудку» советник заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Фёдор Пехтерев. – На сухопутных пограничных переходах часто происходит то же самое. Российский оператор довозит груз только до пограничного пункта, а там его перегружают другому оператору. Если этот оператор не является дочерней или совместной компанией, если иностранный партнёр берёт на себя ответственность за перевозку, то экспортная услуга тоже считается неосуществлённой».

«Самое главное направление экспорта сейчас – восточное. Но именно на этом направлении мы и не можем экспортировать логистическую услугу, – сказал «Гудку» заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин. – В Китай наши поезда не заходят, на пограничных переходах просто происходит обмен вагонами. А это не считается экспортной услугой. Честно говоря, я считаю эту цифру – объём экспортных услуг – очень лукавой. Ну как можно свалить в один показатель пассажира в самолёте, вагоны с углем и контейнеры? То, что она растёт, означает, что мы развиваемся, – это внушает оптимизм».

Если большинству грузовых поездов не удаётся пересекать границы, то контейнерные сервисы составляют исключение. Как рассказал «Гудку» генеральный директор компании – оператора контейнерных поездов SWIFT Антон Багимов, российские операторы стремятся доставлять контейнеры до конечного получателя самостоятельно. «Мы осуществляем контейнерные поставки в Китай и обратно. На китайской границе мы перегружаем контейнеры на их платформы или автомобили и сами развозим по провинциям. Таким образом, экспортная услуга оказывается».

С транзитом контейнеров связаны самые большие надежды на рост экспорта транспортных услуг на рельсах.

Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, выступая на итоговом заседании правления компании 11 декабря, ОАО «РЖД» отмечает значительный прирост транзитных перевозок контейнеров. По итогам 2019 года они составят 615 тыс. ДФЭ, что на 11% выше уровня прошлого года. Основной рост приходится на направление Китай – Европа – Китай, где более 80% объёмов обеспечивается сервисами ОТЛК ЕРА по инфраструктуре железных дорог России, Казахстана и Белоруссии. Транзит в Китай ОТЛК ЕРА в этом году впервые достиг отметки в 300 тыс. TEU.

«В перспективе заметно повлиять на рост экспорта транспортных услуг может увеличение транзита Китай – Европа через Россию, – сказал «Гудку» Фёдор Пехтерев. – Пока для того, чтобы привлечь транзитёров, мы держим очень низкие тарифы и много не зарабатываем. Мы в данном случае жертвуем доходом для того, чтобы сделать свои маршруты более выгодными, чем конкурирующие пути».

Отчасти сдерживает рост транзита консерватизм отечественных экспортёров.

«Мы стремимся наращивать контейнерные перевозки в Китай и расширять номенклатуру грузов, – сообщил «Гудку» Антон Багимов. – Например, мы хотим наладить перевозку минеральных грузов. В России есть предприятия по производству удобрений с удобными подъездными путями, на которых можно наладить погрузку в контейнерные поезда. Предлагаем им это, но они привыкли к своей старой автомобильной логистике».

«Всё, что зависит от РЖД, для повышения экспорта транспортных услуг мы делаем, а именно расширяем инфраструктуру и пропускную способность путей, – сказал «Гудку» начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антон Рышков. – Основываясь на данных грузоотправителей, которые представляют укрупнённые планы, мы формируем свои прогнозы по загрузке сети, в том числе с выделением экспортных потоков».

Недавно правительство одобрило трёхлетний финансовый план на 2020–2022 годы, а в марте текущего года была утверждена правительством долгосрочная программа развития ОАО «РЖД», где проведена разбивка капиталовложений по крупным инвестиционным проектам, в первую очередь на Восточном полигоне.

«А всё остальное зависит исключительно от того, насколько активны будут грузоотправители и операторы», – говорит Антон Рышков.

Начальник общего сектора Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев сказал «Гудку», что никаких преград для роста экспорта транспортных услуг он не видит. Всем потребностям операторов компания соответствует.

Руководитель проектов по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова считает, что для роста транзита нужно устранить несколько преград. «Требуются не только тарифные скидки, но и ускорение прохода границы. Этот вопрос обсуждается Минтрансом, Федеральной таможенной службой, Федеральной пограничной службой и другими проверяющими структурами. В частности, речь идёт о том, чтобы не было отцепок вагонов в контейнерных поездах, когда из-за одного вагона простаивает целый поезд».

Михаил Зубов
фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Источник:
https://www.gudok.ru/freighttrans/?ID=1488192