К 2024 году в России будет создана единая система маркировки товаров

21/12/2020
ИА ТАСС пишет, что «для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Оператором системы является созданный на основе государственно-частного партнерства Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ)», который разработал бесплатное мобильное приложение «Честный знак» для проверки легальности нахождения товара в обороте и передаче данных о нарушениях в контрольный орган.

Как отметил 3 декабря замдиректора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Олег Тухватуллин в ходе Всероссийского межотраслевого форума по маркировке на онлайн-площадке «Комсомольской правды», «для бизнеса маркировка позволяет снизить долю незаконного оборота и заместить нелегальную продукцию своими легальными товарами, уменьшить расходы на логистические операции, на издержки, связанные с внутренним учетом продукции, оптимизировать инвентаризацию продукции за счет цифровизации внутренних процессов и электронного документооборота. Для потребителей система маркировки предоставит возможность проведения общественного контроля и информирования контрольно-надзорных органов по признакам тех или иных нарушений. Для государства, помимо увеличения легальной доли продукции на рынке, это повышение в том числе эффективности государственного контроля, возможность пользоваться инновационными механизмами и получением статистики и данных практически в режиме онлайн в масштабе всей страны».

Напомним, поэтапная маркировка товаров в России началась в 2016 году. «Перед введением обязательной маркировки в той или иной отрасли проводится эксперимент, в котором участвуют желающие из числа представителей данной сферы деятельности. В молочной отрасли эксперимент по маркировке начался с 15 июля 2019 года. Что касается других товаров, то в 2019 году обязательной стала маркировка табака на уровне производителей и лекарств из категории "Семь высокозатратных нозологий», - сообщает ИА ТАСС.

На данном этапе в России маркируются шубы (постановление от 12 августа 2016 года), табак (маркировка сигарет обязательна с 1 июля 2019 года, оставшихся табачных мзделий - с 1 июля 2020 года), обувь (маркировка обязательна с 1 июля 2019 года), лекарства (обязательная маркировка для всех лекарств с 1 июля 2020 года), парфюмерия (обязательная маркировка с 1 октября 2020 года), фототовары (маркировка обязательна с 1 октября 2020 года), шины (маркировка обязательна с 1 ноября 2020 года). С 3 декабря 2020 года для защиты от нелегального вывоза уникальная метка требуется для музыкальных инструментов или смычков, представляющих культурную ценность. Кроме того, необходимо оформить паспорт в Минкультуры сроком действия на 10 лет.

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.19 № 1956, с 1 января 2021 года в России станет обязательной маркировка одежды и товаров легкой промышленности. При этом оборот немаркированных товаров будет запрещен: это значит, что нельзя будет продавать, перевозить и хранить одежду без кодов маркировки. С 1 июня 2021 года в России вводится обязательная маркировка сыра и мороженого. По словам Тухватуллина, «в настоящее время проводится добровольный эксперимент по маркировке упакованной питьевой воды и готовится к запуску добровольный эксперимент по маркировке пивной продукции, а также слабоалкогольной продукции. Минпромторг рассчитывает, что маркировка минеральной воды для всех предприятий в России станет обязательной в 2021 году».

Как отмечает «Logirus», с 1 сентября 2021 года в России стартует маркировка молочной продукции сроком хранения более 40 дней, а с 1 декабря - сроком хранения менее 40 дней. Напомним,эксперимент по маркировке готовой молочной продукции проводится с 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года. По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) на 14 декабря, в системе маркировки зарегистрировалось более 8 300 участников оборота молочной продукции. Кроме того, с 1 сентября 2021 года в России будет введена обязательная маркировка велосипедов, в том числе с установленным вспомогательным двигателем и трехколесные.

Также издание пишет, что Россия предложила создать «единый национальный контур маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС)» с целью ограничения нелегального товарооборота и улучшения конкурентной среды. По словам Владимира Путина на онлайн-саммите организации, «цифровые механизмы маркировки товаров в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) помогают обеспечить контроль за перемещением грузов по территории Союза. Представляется полезным расширить сферу действия соглашения о маркировке товаров, вступившего в силу в 2019 году, на пять товарных групп: обувь, фото, парфюмерию, шины и легпром, которые будут маркироваться на территории Таможенного союза: Армения, Беларусь и Казахстан системы прослеживаемости разрабатывают самостоятельно, для Киргизии цифровую платформу создаст Минпромторг РФ. Средства на это предполагается выделить из бюджета России».

Кроме того, на Первом всероссийском межотраслевом форуме по маркировке вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Дмитрий Курочкин предложил отложить внедрение маркировки в новых товарных группах на 2022 год из-за сложной экономической ситуации в связи с пандемией коронавируса, а также интегрировать все действующие системы (ЕГАИС, «Меркурий», ГИС МТ) и запускаемую с 1 января национальную систему прослеживаемости товаров, ввезенных из-за рубежа, по принципу «одного окна».

Подробнее:
http://duma.gov.ru/news/50178/,
https://logirus.ru/news/custom_and_ved/pravitelstvo_rf_utverdilo_-markirovochnye_dedlayny-_na_budushchiy_god.html,
https://rg.ru/amp/2020/12/17/markirovka-syra-i-morozhenogo-nachnetsia-s-iiunia-2021-goda.html

фото: Shutterstock